Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вторник, 19.03.2024, 13:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Главная | Регистрация | Вход
Консультации


Речь и мышление

На раннем этапе развитие речи ребенка прослеживаются различные истоки (корни) мышления и речи с одной стороны, еще до начала формирования речи проявляются зачатки интеллектуальных реакций. С другой стороны, наблюдаются доинтеллектуальные корни речи (гуление, лепет).

В процессе развития речи ребенок овладевает знаковыми средствами мышления. Такое овладение происходит в процессе общения ребенка с окружающими его взрослыми. В процессе онтогенеза ребенок не просто имитирует речь окружающих, а усваивает закономерности языка, на основе которых и строит свою речь. Овладение закономерностями языка требует достаточно высокого уровня сформированности процессов анализа, синтеза, обобщения (генерализации), дифференциации. 

Таким образом, до определенного периода линии развития мышления и речи проходят как бы независимо друг от друга. Однако в период около двух лет линии развития мышления и речи, которые шли до сих пор раздельно, перекрещиваются, совпадают в своем развитии и дают начало совершенно новой форме поведения, столь характерной для человека. Ребенок как бы открывает символическую функцию речи. Однако для того, чтобы «открыть» речь, надо мыслить. Начиная с этого периода, речь выполняет интеллектуальную функцию, а мышление становится речевым.

Л.С. Выготский подчеркивал зависимость развития речи от средств мышления и от социально-культурного опыта ребенка.

На основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове.

" Игры на адаптацию детей в незнакомой компании "

Цель игр: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, на­править энергию детей в нужное русло.

 

«Зеркало»

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

Взрослый, собрав детей вокруг себя, говорит: «Наверное, у каждого из вас дома есть зеркало. А иначе как же вы можете узнать, как вы сегодня выглядите, идет ли вам новый костюм или платье? А что же делать, если зеркала под рукой не найдется? Давайте сегодня поиграем в зеркала. Встаньте парами друг против друга (взрослый помогает детям разбиться на пары). Решите, кто из вас человек, а кто — зеркало. Потом вы поменяетесь ролями. Пусть человек делает то, что обыкновенно делают перед зеркалом: умывается, причесывается, делает зарядку, танцует. Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать что очень точно, ведь неточных зеркал не бывает! Готовы? Тогда давайте попробуем».

          Воспитатель встает в пару с кем-нибудь из детей и копирует все его движения, показывая остальным пример. Затем предлагает детям играть самостоятельно. При этом он следит за ходом игры и подходит к парам, у которых что-то не получается.

«Обнималки»

Оборудование: веревка или мелок.

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

На полу обозначается небольшой круг таким образом, что вся группа может поместиться в нем только крепко прижавшись друг к другу. Взрослый говорит: «Вы — скалолазы, которые с большим трудом забрались на вер­шину самой высокой горы в мире. Теперь вам нужно отдохнуть. У скало­лазов есть такая традиция: когда они достигают вершины, они стоят на ней и поют песенку:

Мы — скалолазы

До верха дошли,

Ветра проказы

Нам не страшны.

Запомнили? Тогда вставайте на площадку. Она очень маленькая, а за чертой — глубокая бездна. Поэтому на ней можно стоять только очень тесно, прижавшись друг к другу и крепко обнявшись. Поддерживайте друг друга, чтобы никто не упал». Дети встают в круг, обняв друг друга, и поют.

 

«Два барана» (Кряжева Н.Л. )

            Оборудование: сборник басен С. Маршака , коврик (2 м), коврик (25-30 см), веревка или мелок.

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

          Перед игрой детям читают басню С. Маршака «Два барана» и проводят бе­седу по ее содержанию.

-Как вы думаете, почему с баранами произошло несчастье?

- Какие качества подвели баранов?

- Подумайте и скажите: был ли выход из создавшейся ситуации?

-Как, на ваш взгляд, следовало бы по­ступить баранам?

          Затем начинается игра.

          Психолог. Представьте, что мы высоко в горах. Перед нами пропасть, через которую надо перебраться. Вы пойдете навстречу друг другу (вспомни­те баранов). Ваша задача - не свалиться в пропасть. Помните, что вы идете по очень узкой тропинке и узкому мосту через пропасть.

          Пропасть шириной 2 м, мостик и тро­пинка шириной 25-30 см ограничены веревкой или очерчены мелом.

          Дети разбиваются на пары и, двигаясь навстречу друг другу, перебираются че­рез пропасть.

          Подводятся итоги: «Какая пара про­шла лучше всех? Почему?». Оцениваются активность, внимание к партнеру, взаи­мопомощь, варианты решения пробле­мы и выбор наиболее подходящего, а также время выполнения.

 


Персональный сайт учителя - дефектолога Тригобюк Елены Михайловны © 2024